СлабовидящимСлабовидящим

УГПИ в годы Великой Отечественной войны (часть 1)

В преддверии 75-летия Победы мы запускаем серию публикаций о деятельности Удмуртского государственного пединститута в годы войны, о преподавателях и их вкладе в развитие вуза, а также о жизни студентов в то непростое время.

В первой части рассмотрим важные моменты в жизни пединститута в период 1941-1945 гг.

В подготовке публикации использовались материалы из статьи кандидата педагогических наук, доцента В. Д. Соловьевой «Преподаватели и студенты УГПИ в годы войны».

С началом Великой Отечественной войны мирный ритм жизни Удмуртского государственного педагогического института сменился военным. В первые месяцы войны лучшие здания учебных заведений города были переданы под объекты военного назначения. Так случилось и с недавно обжитым зданием УГПИ (нынешний 2 учебный корпус). С 16 августа 1941 года в нем разместилось эвакуированное из Ленинграда артиллерийское техническое училище. Вслед за этим вуз лишился и общежитий. До выбытия из Удмуртии в июле 1944 г. училище выпустило более 5 тыс. артиллерийских мастеров, среди которых были студенты физмата УГПИ Гордеев П. А., Семенов П. Н. и др.

Преподаватели Ленинградского Краснознаменного артиллерийского технического училища Ижевск 2 корпус

На фотографии: преподаватели Ленинградского Краснознаменного артиллерийского училища во дворе 2 корпуса УГПИ

Уходя на фронт, один из последних выпусков училища посадил в Ижевске кленовую аллею на единственном ижевском бульваре Гоголя (до этого здесь проходила заводская узкоколейка, по которой возили оружие - зигзагами с завода по Коммунаров, Советской, Гоголя до Карлутской площади к Арсеналу).

Кафедрой ботаники, зоологии и биоэкологии ИЕН УдГУ в 2019 году по заказу музея истории УдГУ были проведены исследовательские работы на этом бульваре. К сожалению, деревья, посаженные в 1944 году, не пережили несколько лютых зим и заменены новыми посадками. Но бульвар Гоголя и сегодня радует нас кленовой аллеей!

Новый 1941-1942 учебный год был особенно сложным. Он для студентов пединститута начался в здании школы №24, но вскоре и его пришлось освободить под госпиталь.

Руководством республики было определено новое место дислокации вуза - село Малая Пурга, куда осенью 1941 года переехали студенты, не призванные на фронт. Часть мебели, оборудование и книги временно разместили в дощатом складе на вузовском дворе, а часть взяли с собой в Малую Пургу.

Преподаватели и студенты УГПИ в Малай Пурге (ВОВ) новый размер

На фотографии: преподаватели и студенты факультета естествознания, с. Малая Пурга, 1941-1942 учебный год

Из воспоминаний Поздеевой Апполинарии Александровны, работавшей в то время старшим преподавателем на филологическом факультете, известно, что условия, в которых оказался наш вуз, были мало приемлемы для его нормальной работы. Студенты жили в малоприспособленном, плохо отапливаемом помещении школьного интерната, а также в клубе. Занятия проводились в трех деревянных зданиях средней школы, но только во вторую, а иногда и в третью смену после школьников. В классах было холодно, заниматься приходилось в верхней одежде. Катастрофически не хватало учебной и научной литературы, оборудования, материалов, письменных принадлежностей. Большинство преподавателей жили в городе и выезжали в Малую Пургу для чтения лекций по расписанию, а те, кто оставались в селе, располагались на частных квартирах. Холод и голод преследовали ежедневно. Нина Ивановна Кычанова, учившаяся тогда на факультете естествознания, рассказывала о том, что все «питание сводилось к одноразовому обеду, состоявшему из жидкого овощного супа и 400-й граммовой пайки хлеба».

Трудный «Малопургинский период» закончился в начале 1942 года. Пединститут вернулся в Ижевск, где ему пришлось еще не раз переезжать из одного здания в другое. И только 1944-1945 учебный год был начат в своем корпусе на ул. Красногеройской после отъезда из него Ленинградского артиллерийского училища.